конференция искусство разработки курсов 2017
Самые яркие идеи
Заметки двоих экспертов, которые применили для представления материала два разных подхода.

Мы решили не выбирать, а предложить вам сразу оба варианта.

Итак, заметки участников с ценными идеями после конференции "Искусство разработки курсов 2017" - сохраняйте и пользуйтесь!
Виктория Болотина
Яндекс
Подписывайтесь на Telegram-канал Learning news!

Для тех кто учит или учится.
Основные темы: e-learning, визуализация информации и мозг.
Что вас ждет: обзоры книг, анонсы мероприятий и отчеты, статьи и инфографика.
Welcome and enjoy!
Блок. ТЕОРИЯ

Интересные идеи:
  1. Если в курсе вы стремитесь сформировать привычку у ЦА, то это не должно бесить (=быть навязчивым).
  2. Понимать разницу между e-learning и диcтанционным обучением. И определиться, что нужно именно вам для решения задачи?
  3. Если задаем вопрос «нравится?», то не делать ответ без выбора. Пример: «Нравится ли вам такой слайд?» - есть ответ только нет = он же переход далее, где «Давайте разберемся, как не делать такие слайды». Я бы еще добавила, что если вы спрашиваете «Как вы думаете…», то не давать потом обратную связь «верно/неверно», ведь вы спрашиваете мнение - а их может быть несколько и все могут быть верные.
  4. Обилие подсказок в курсе «потому, что непонятно будет, что делать», лучше заменить на минимум подсказок и максимум «понятно, что делать».
  5. Некоторые дают подарки за прохождение курса. С точки зрения обучения, лично я к этому отношусь скептически, но подарки, конечно, люблю.
  6. Четко описать состав команды и зоны ответственности.
  7. Не забывать про авторские права при разработке материала и про то, какие ограничения нам это диктует.
  8. Учитывать, какие объекты/элементы привлекают/рассеивают внимание. Например, параллельные прямые рассеивают внимание. Для привлечения внимания - контрасты. Чередование женского и мужского голосов озвучки.
  9. Кажется, об этом я почитаю чуть подробнее????
  10. Озвучка в курсе. Дикторы центрального ТВ - самое «дешевое» решение: цена действительно ниже рынка, знакомые многим приятные голоса, опытные дикторы начитывают все с первого раза почти всегда.
  11. Разработку программы начинать не от того материала, который есть. А от потребностей аудитории и задач курса.
  12. Давать людям обратную связь сразу(!) после ответа, а не отложено, или уж тем более - не заставлять обучающихся самостоятельно искать по всему курсу.
  13. Не использовать много элементов в драг-н-дропе (=задание с перетаскиванием), это просто надоедает, а не вовлекает, как это задумывалось изначально.
  14. Если в одном курсе вы делаете отсылки на другие курсы, то это отлично работает!


Блок. НАВИГАЦИЯ

Интересные идеи:
  1. Некоторые компании дают подрядчикам брошюры по разработке курса, где описаны основные требования/пожелания по разработке курсов в компании в целом.
  2. Уходим от инструкций. Покупая утюг, мы не хотим читать инструкцию, а хотим просто включить и гладить.
  3. Лучшая навигация - та, которую незаметно. Лучшие подсказки по навигации - те, которые не нужны.
  4. Учитывать интересы ЦА: курс адаптируется под мобильные.
  5. Реальные примеры из жизни. Навигация в курсе совпадает с навигацией в реальной жизни: а там она может быть хаотична. В курсе (в одном из блоков) пользователь может выбрать любой блок в любом порядке. Пример: подача документов на кредит - каждый блок отдельно, проходить можно в любом порядке.
  6. Визуализация и текст должны совпадать. Если мы пишем про «несколько страниц», то и на слайде должно быть действительно показано/нарисовано несколько страниц.
  7. Диктофон как способ записи информации с занятым экспертом.
  8. Используя в курсе сторителлинг (полет в космос), будьте готовы к тому, что 85% обучающихся напишут нереальные имена (Спасатель, Повелитель). Потому «погружение» в историю должно быть постепенным, с введением.
  9. Маршрутный лист - для упрощения навигации в курсе.
  10. Самый верный ответ - самый длинный. Это все знают. А что, если сделать, самый длинный - неверным? (это для размышления нам).
  11. Вызывать эмоции. Это улучшает запоминание. Но не перебарщивать, да.
Упражнения, которые работают.
Проблема: сотрудники не могут выйти из задания: много вариантов, много попыток, не пускает далее.
Решение: Давайте выбор, что делать в задании. Например, при неправильном ответе: вернуться к теории, посмотреть верный ответ, повторить попытку.
Проблема: большие задания
Решение: делить на несколько заданий, сокращать.
Проблема: путаются в заданиях, бросают прохождение курса на задании.
Решение: рассказывать слушателю правила игры: «у вас есть 2 попытки», «вы можете посмотреть правильный ответ».
Проблема: вопросы ради вопросов.
Решение: Вопросы должны совпадать с реальностью и решать задачи обучения. Например, не «сколько цифр в коде безопасности на банковской карте?», а «выберите параметры, по которым вы будете проверять поддельная карта или нет?».
Проблема: Много вариантов ответа.
Решение: объединять ответы в блоки, убирать лишние варианты. А потом можно дать памятку со всеми вариантами ответа, именно в той «мелкой» детализации.
Проблема: Отрыв от реальности: «что делать котёнку Васе, чтобы запустить транзакцию в SAP?».
Решение: может, стоит пересмотреть подход и все-таки сделать серьезную подачу.
Блок. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Интересные идеи:


1. Столовая - отличное место получения обратной связи от обучающихся. Общайтесь, спрашивайте.
2. Эмоциональные визуализации - запоминаются. В курсе про первую помощь: «побольше крови!» Про это говорит уже не первый спикер=) но все же призываю не перебарщивать. Юмор не дает заскучать.
3. Если есть цель - влюбить в бренд компании благодаря курсу, то влюбляться должны уже в сам курс.
4. Герой курса может ассоциироваться с целевой аудиторией. А еще можно использовать реальных людей, которые будут нарисованы.
5. Отрисовывать красиво можно не только персонажей, но и локации, чтобы перенести слушателей в атмосферу курса.
6. Использование корпоративных цветов - не только ограничение, но и плюс: сотрудникам знакома палитра, они в ней могут легко ориентироваться.
7. Визуализация в целом должна коррелироваться с темой и/или компанией. Курс про ассортимент товаров для детей, например, допускает использование милых зверушек, а вот для нефтеперерабатывающей компании это вряд ли зайдет.
8. Маленькие раздражители возвращают внимание слушателей к курсу. Например, в курсе за окном пролетел голубь: неожиданно, сильно не отвлекает, но возвращает внимание, если вдруг слушатель «уснул».


Блок. ПРАКТИКА И ТЕСТЫ

Интересные идеи:
1. Контент важен. Если он хороший, то его легко визуализировать и поддержать дизайном.
2. Проводить фокус-группы курса.
3. Привлекать сотрудников=целевую аудиторию к процессу создания курса.
4. Используйте достаточно контрастные элементы курса, чтобы сотрудники на разных мониторах могли это проходить. Светло-серые элементы на белом фоне - опасный момент!
5. Заметила, что 90% спикеров говорят о том, что электронное обучение в компании - это часть какой-то большой программы обучения. Остальные 10% об этом просто не сказали.
6. Take-away в конце курса, проще говоря, советы, что делать ПОСЛЕ прохождения курса.
7. Интересное решение: загадка Эйнштейна легла в основу головоломки драг-н-дроп в курсе.
8. Единообразие структуры в похожих блоках информации: помогает пользователю проще ориентироваться в материале.
Как сделать так, чтобы курс достигал цели?
Бонусная часть от Елены Тихомировой
(организатор конференции, CEO eLearning center)
Подготовка к разработке.

Что есть сейчас:
1. Выбираем тему.
2. Собираем и изучаем материалы.
3. Подбираем изображения.
4. Определяем, какие технологии использовать.

НО!

Пропускается шаг
1. Анализ ожидаемого поведения. ЧТО должно измениться в поведении пользователя после курса?
После этого
2. Подготовка задачи для автора (эксперта). Эксперты не педагоги, могут не знать, как люди учатся и не представлять проблемы нашей ЦА.
3. Помнить про кривую забывания. Микро-обучение - это не про деление материала на мелкие части, а про периодические повторения-погружения в одну и ту же тему. Держать человека в плоскости темы подольше (месяц).
4. «Красота в глазах смотрящего». Чем больше креатива, тем больше шансов «не попасть» во вкусы целевой аудитории.

5. Чтобы курс заработал, нужен не только курс. До, во время и после должна проводиться работа с ЦА: письма, поддерживающие мероприятия.
Евгения Посухова
Педагогический дизайнер, методолог обучения
Подписывайтесь на Telegram-канал LX notes!

аметки педагогического дизайнера.
Анонсы событий в мире e-learning, новости и идеи создания интересного и полезного обучения.
Science and art of Instructional and Learning Experienсe Design
Первые два курса на конференции "Искусство разработки курсов" - что интересно - про разработку курсов. И они сильно разные. По стилю, по объему, по аудитории.

Кейс Теле2 - короткий курс для сотрудников. Живой, визуальный, интерактивный.

Кейс еНано - для академического сектора. Глубокий, подробный, научный. На 72 часа повышения квалификации. 600 слайдов.

Удивительный контраст! ☺️
___________________

Кейс от компании ОКЕЙ:
Курс "Первый рабочий день кассира"

Содержательный и при этом интерактивный. Хороший ответ на вопрос: как из большого объема информации сделать понятный курс.

Как реализовано:
- через процесс работы кассира: от подготовки к рабочему дню, до завершения. Внутри стандарты работы, кассовая дисциплина, скрипты работы с клиентами. Плюс решение нестандартных ситуаций (например, ограбление). Участник "проживает" рабочий день кассира в безопасных условиях

Кажется, пройдя этот курс, я сама смогу работать кассиром в Окей ????
___________________


Второй кейс от компании ОКЕЙ
"Корпоративные компетенции или Как мы создаем атмосферу профессионализма"

Курс начинается с вопроса "Готовы ли вы отправиться в путешествие?"????
Курс про 7 корпоративных компетенций.

Идея курса:
Участник проходит различные ситуации, где проявляет свои компетенции или нет.

Сюжет: космическое путешествие. За правильные ответы - плюс к количеству топлива, за неправильные - минус. Задача: вернуться на Землю с образцами инопланетных продуктов.

Кстати, хороший пример, где фантастический сюжет не отвлекает от содержания, а наоборот в результате прохождения курса понимаешь, как проявлять лидерство, командный дух, фокус на результат и другие компетенции.
___________________

Кейс банка Уралсиб
Тема: Охрана труда

Идеи:
- тема легче "заходит" через юмор и кейсы
- лаконичная визуализация помогает привыкнуть к дизайну курса и его не замечать - это не мешает восприятию
- "Успех курса - побольше крови". Цитата. Контраст эмоций можно спроектировать

Хм, материала с конференции на пару лонгридов ☺️
___________________

Кейс для компании Гулливер
Курс "Достижение мастерства вместе с Черепашками-ниндзя"

Решения:
- если в начале курса включить атмосферное видео, это отлично создает настроение курса
- аккуратный дизайн в корпоративных тонах можно делать и без дизайнера

Смотрите картинки в сторис Facebook ????
___________________

Кейс Банка Компаньон
Курс "Как преодолеть возражения клиентов"

Решения:
- использовать в качестве персонажей фотографии реальных сотрудников компании - вовлекает в обучение
- идея анимированных иконок - по мне не очень, отвлекает, мельтишит...
- теория внутри подсказок - можно открыть, если нужно
- подведение итогов: что вы узнали в курсе, и рекомендации по использованию новых знаний - хороший вариант завершения курса
___________________

Кейс МЕТРО cash&carry
Курс "Химия конфликта"

Решения:
- эмоциональная картинка на обложке и видео в начале курса "включает" в тему
- софт-скиллс обучение хорошо делать через кейсы
- первый кейс - тренировочный с блоками теории и пояснениями, остальные на отработку теории
- клиент в кейсе злится - фон слайда краснеет (в курсе про космос был подобный эффект, когда заканчивалось топливо при неверном ответе)
- названия кейсов по темам "Цена вопроса", "Просто чайник", "Сложный выбор" и т.п.
___________________

Елена Тихомирова: "Когда курс будет достигать целей?"

Основные тезисы:

✔ Подготовка - самый важный процесс разработки.
✔ Обычно подготовка - это тема, материалы, изображения, технологии.
Ошибка подготовки - забывать про анализ ожидаемого поведения - что люди должны уметь делать после обучения.
✔ После анализа ожидаемого результата важно подготовить задачу автору - рассказать, как проходит обучение, как будет строиться разработка.
✔ Под микро-обучением обычно понимают: маленькие модули, последовательное обучение, меньше времени на курс.
✔ Эффект от микро-обучения - лучшее запоминание информации за счет повторений и погружения в тему (кривая Эббингауза)
✔ E-learning - это быстро в доставке, но не обязательно быстро для запоминания. Нужна системность и постоянство.
✔ Визуальная составляющая курса не должна мешать.
✔Оформление не является мотиватором в обучении. Использование сложной метафоры может не "зайти" для всей целевой аудитории.
✔ Красота в глазах смотрящего - все воспринимают по-разному. Нужно быть аккуратным с метафорами.
✔ Курс не может "выстрелить" только за счет оформления. Если курс работает и без оформления, значит он Работает.
✔ Обучение делается не только курсом, это система.
✔ Важно готовить аудиторию к прохождению курса, важно завершать курс "многоточием" - что будет дальше после обучения.
✔ Электронный курс нужен не всегда. Только если тяжело передать другим способом (например, диалоговый тренажер).
✔Документ может быть более полезен для целей обучения (дать ссылку на портал, дать скачать).
Надеемся, что вы записали и запомнили интересное и полезное.
Мы очень рады, что всем вместе нам удается создать такую потрясающую творческую и одновременно рабочую атмосферу.

Откроем секрет: в этом году будет много интересных и необычных проектов, - а, значит, будет что обсудить на конференции "Искусство разработки курсов 2018"!

Делайте лучшие курсы и подавайте их на конкурс!
Конференция "Искусство разработки курсов" http://art.elearningpro.ru
Конкурс электронных курсов http://art.elearningpro.ru/konkurs
Телеграм-канал Елены Тихомировой "Живое обучение" http://t.me/prolearning
"Живое обучение" на фейсбуке https://www.facebook.com/livelearning