Write Close
Close
Подписаться на новости Конкурса электронных курсов!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
конкурс электронных курсов 2017
Обогащение полезных ископаемых
Решение для SIKE
О курсе
Основная сложность данного проекта – это большой объем теории, которую необходимо было заложить в электронный курс. И все мы понимаем, что сегодня курсы просто с текстом на слайде не пользуются популярностью, это «невкусно», это «несекси»… обучающийся быстро теряет интерес к процессу и обучение становится малоэффективным.

Но поверьте! Теория может быть наглядной и интересной!

Итак, перед нами общая схема процессов обогащения. При помощи цветовой дифференциации мы визуально разделили все важные этапы производства на 4 раздела. Изучение материала осуществляется последовательно.
Этап 1
Изначально нам открыт доступ только к общему блоку «Полезные ископаемые». В блоке теоретический материал оформлен красочными слайдами с выделением важных мыслей и прорисовкой иллюстраций.

Например, мы с вами можем изучить, что такое полезные ископаемые, какие они бывают и что из себя представляет шахта. Мы можем узнать, из чего состоит уголь, какие у него бывают примеси и что, оказывается, он бывает разный.

После прохождения блока последовательно открываются другие этапы.
Этап 2
2-ой этап – изучение принципа работы с помощью анимационных роликов, которые демонстрирует работу машины в разрезе. Мы можем проследить, как в машину попадает кусковой материал, который продвигается в барабан мельницы и измельчается в суспензию при помощи шаров, которые вращаются вместе с материалом в барабане.

То, что «умещается» в 45 секундах ролика, на самом деле изложено в учебнике на 9 листах и 2-х схематичных картинках. Анимационные ролики в данном случае помогают молодым специалистам создавать целостное представление об агрегате.

Также, для курса помимо 3-х мерных анимационных роликов были реализованы и анимированные 2d схемы.

Всего для курса было разработано 23 анимационных ролика, общей продолжительностью более 15 минут.
Какая была целевая аудитория курса (для кого он)?
Данный курс разрабатывался как вводный для начинающих сотрудников обогатительного производства, поэтому нужно было максимально просто и доступно подать информацию, при этом не отбить желание обучаться и работать в этой сфере и дальше.
Какую задачу обучения вы поставили перед созданием курса?
Одним из наших продуктов для подготовки специалистов являются компьютерные тренажёры, которые направлены на получение и отработку практических навыков ведения сложных технологических процессов на различных опасных производствах.

Занимаясь обучением и отработкой практических навыков у рабочих, мы, как сейчас это понимаем, не уделяли должного внимания качеству подачи теории, так как в нашем случае вся теория сводилась к подключению разных инструкций, документов. Но насколько люди их изучали и понимали – это большой вопрос.

Впервые задачу разработать электронный теоретический курс в поддержку к нашему тренажёру была поставлена перед нами в 2009 году. И тут мы увидели, что эффект от сухой теории, представленной в многочисленных инструкциях, положениях и требованиях не может сравниться с эффектом от правильно обработанной и подготовленной теории.

С этого времени мы стали встраивать в наши тренажёры электронные курсы отдельным теоретическим блоком, и один из наших проектов – обогащение полезных ископаемых.

Проанализировав различные способы подачи теории, мы решили прибегнуть к помощи анимационных роликов, которые наглядно демонстрируют принципы работы устройств, позволяют заглянуть внутрь работающего оборудования (а его очень много в этой отрасли!), а самое главное - делают это быстро и интересно. Не зря народная мудрость гласит: лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Вот по этому пути мы и пошли.
Команда проекта: какие сотрудники вашей компании участвовали в разработке этого курса?
В команду разработчиков вошли 5 отчаянных добровольцев: методист, эксперт, разработчик, 3d моделлер, тестировщик. Почему отчаянных? Дело в том, что 2-е из них были незамедлительно отправлены в командировку на реальное производство, где им даже пришлось спуститься в настоящую действующую шахту (как выяснилось потом, это было не обязательно, но эксперта от производства было уже не остановить, эксперт посчитал, что специалист, не увидевший полный цикл производства не может понять и тем более правильно передать всю суть производства).Вообще работа с экспертом в данном проекте это отдельный разговор. Эксперт очень ответственно подошёл к делу и хотел вложить в курс как можно больше материалов, рассмотреть новые темы. Приходилось периодически напоминать о нашей целевой аудитории и задачах курса. Поэтому ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что разработку надо начинать с определения цели и задач курса и понимания целевой аудитории. И желательно, чтобы эксперт или консультирующий специалист тоже это понимал так же, как и вы.Так как мы выбрали за фишку курса – анимационные ролики, то особое внимание было уделено написанию сценариев анимационных роликов, отрисовке 3d моделей и их анимации. Эти процессы оказались самыми затратными в разработке и составили более 70% от всего времени работы над курсом. Общее время разработки составило почти 1500 человеко-часов, что растянулось по календарю на 3 месяца.
Отмечали ли вы какие-то изменения после внедрения данного курса? Какие?
В прошлом году мы проводили небольшое исследование среди предприятий, с которыми взаимодействуем. Нас интересовали следующие вопросы: какие плюсы и минусы есть у тренажеров и курсов, с какими проблемами сталкиваются предприятия при их внедрении и каких результатов достигают. Материалы мы как раз недавно опубликовали и с ними можно ознакомиться на нашем сайте.
Но если говорить в целом, то отмечают следующую положительную динамику:
- Сокращение времени адаптации
- Увеличение уровня визуализации (что особенно актуально для сложных процессов, скрытых от глаз)
- Увеличение производительности
Конечно, речь здесь идет не о курсах в отдельности, а о комплексных решениях направленных на подготовку рабочих, которые могут включать в себя различные виды: и курсы, и тренажеры, и системы для изучения оборудования.
Что для вас значит победа в конкурсе электронных курсов и как это отразится на будущих проектах обучения? Есть ли идеи и планы?
Побеждать - это всегда приятно. В то же время, это определенная ответственность за качество продуктов в будущем.

Мы очень рады, что по направлению "Электронные курсы" появилось такое регулярное мероприятие, участие в котором можно планировать, в котором достаточно хорошо представлены критерии оценки и обратная связь от экспертов. Такой обмен опытом полезен всем участникам, а мы со своей стороны можем посмотреть на свои курсы со стороны, глазами экспертов.

В 2017 году от нашей компании было представлено 3 курса. И конечно, отзывы экспертов внесли определенные корректировки в процесс разработки курсов и требований, которые мы к ним предъявляем.

Поэтому и в этом году мы планируем представить наши разработки. Идеи есть и они уже на этапе реализации.
Что вы думаете о конференции Искусство разработки курсов?
Первый раз мы приняли участие в конференции в 2016 году. Было много интересных докладов, идей, спикеров. Было чему поучиться и в плане различных идей реализации, и в плане представления своих работ публике.

Хотелось бы видеть большее количество разработчиков в финале (не в плане количества, а в плане разнообразия) и хотелось бы услышать не просто о замечательных курсах, сколько о "тернистом пути", который пришлось преодолеть, чтобы сделать такой замечательный курс.

Я хочу выразить огромную благодарность компании eLearning center, и лично Елене Тихомировой, за организацию такого чудесного мероприятия.

Главное теперь "держать планку", чтобы конференция становилась все более значимым и интересным мероприятием.
Чудинова Юлия
SIKE
Руководитель направления разработки обучающих систем
Made on
Tilda